Урок патриотического воспитания «День, который нас объединяет».

Здравствуйте, дорогие друзья!

4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник — День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами.Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

У каждого народа есть своя малая Родина. В России живут народы разных национальностей: русские, ненцы, ханты, коми, татары, белорусы, украинцы, киргизы, грузины, армяне и многие другие.

Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во все русские города были посланы «грамоты» с призывом встать на защиту своего российского Отечества. Возглавил народное войско воевода из Стародубских князей суздальской земли, потомок Всеволода Юрьевича, боярин и военный деятель – Дмитрий Пожарский.

Как князь Пожарский спас Россию и не стал царём | Русский след

В то время, как поляки засели в Москве, под Москвой стояли казаки, присягнувшие полякам, а шведы захватили Тихвин, Минин и Пожарский проявили не только боевые, но и дипломатические военные действия. Чтобы не иметь врагов больше, чем их уже было, для освобождения Москвы от поляков они провели переговоры со шведами с заключением мира, и предложили избрать на Московское Государство шведского королевича, но с условием его крещения в православную веру. Этим договором, таким образом, они отложили поход немцев на северные приморские города. Казакам же в случае перехода на сторону ополчения Пожарский обещал дары.

 «Прежде чем выступить на Москву Минин и Пожарский зашли в Суздале в Спасо-Ефимьевский монастырь, чтобы, по обычаю всех русских людей, готовящимся на великое и святое дело, помолиться и утвердиться у гробов своих родителей». Двадцать второго октября (4 ноября по новому стилю) 1611 года русские под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вошли в Никольские ворота, овладев московским Китай-городом (один из старейших исторических районов Москвы). Они торжественно внесли в него икону Казанской Божьей Матери и дали обет в соответствии прежних русских традиций прошлого времени в ознаменование этого исторического события построить здесь церковь. На Красной площади в Москве и посей день, стоит теперь Казанский собор.

Казанский собор в Москве: история, описание, фото

В «Никоновой летописи» о Московском Казанском соборе фигурирует дата «1625 год», которая приводится в связи с «украшением князем Дмитрием Пожарским, по обету, чудотворного Казанского образа Божией Матери». Это известие (указание на «украшение иконы») и трактует обустройство самого Казанского собора или, возможно, предшествовавшего ему храму. Так, согласно сведениям о проводимых крестных ходов в праздники Казанской иконы Божией Матери в 1633 г. процессия впервые направилась в специально устроенный для святыни отдельно стоящий храм – некая церковь «Пречистыя Богородицы Казанския, что в Китай-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот». Эта церковь просуществовала очень недолго, погибнув в огне московского пожара 1634 года, и, наверное, она-то и отождествлялась позднейшими «изследователями» с Собором на Красной площади. Все эти годы, 1625, 1630-й и 1633-й – это этапы предыстории Казанского собора.

В память об этих важных событиях ежегодно 4 ноября чествуют икону Казанской Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери

После освобождения Москвы все члены «Семибоярщины» были арестованы как предатели. А скромный человек чести и честности – Пожарский, не просивший милостей у польского короля и не примкнувший к Тушинским ворам, поселился не в Кремле, а в Воздвиженском монастыре, и «усердно продолжал вместе с Мининым и земскими людьми заниматься делом дальнейшего успокоения Государства. Ведь нашему государству предстояла напряженная борьба за утверждение своего дальнейшего национального существования и развития. Так в конце 15-го столетия на сцену Европы выступила новая крупная политическая сила – Московское государство, а день 7 ноября (25 ноября по старому стилю) на Руси стали праздновать как День воинской славы России.

Четыреста лет назад кончилось в России смутное время лихолетья, время, когда наше общество не распалось, а лишь расшатался государственный порядок. Крепкие национальные и религиозные связи победили смуту, и всё завершилось победой средних слоёв населения над общественными «верхами» и «низами».

По сведениям летописцев «Пожарский принадлежал к «захудалым» княжеским родам, не игравших важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. Он не выдавался никакими особенными способностями». Когда его попросили возглавить ополчение, Пожарский сказал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мной быть у великого дела, ведал бы казну на жалование ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Козьма Минин-Сухорук, ему такое дело за обычай». В грамоте «о всеобщем ополчении городов на защиту Отечества…» он скромно подписался только десятым, отдав право первых подписей более знатным людям. Но именно такие люди, для которых скромность, честность и честь стоят на первом месте, создали четыре века назад на Руси новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости. Как говаривал великий Вольтер: «Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках». Тогда, ровно четыреста лет назад, российское общество не распалось, и именно это было главным!

Викторина «Мы вместе, мы едины».

Познакомиться с непростыми для нашей страны событиями начала XVII века, которые послужили причиной рождения праздника народного единства вы можете прочитав эти книги

Сергей Истомин: Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII века

Книга: "Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII  века" - Сергей Истомин. Купить книгу, читать рецензии | ISBN 9785779314800  | Лабиринт

Валентин Костылев: Минин и Пожарский: Повесть.

Валентин Костылев - Минин и Пожарский: Повесть. обложка книги

Спасибо за внимание! До новых встреч!